Экранизации произведений Томаса Манна
«Смерть в Венеции» (1971) Лукино Висконти
«Доктор Фаустус» (1982) Франц Зайц (3 серии)
«Волшебная гора» (1982) Ганс В. Гайссендёрфер (3 серии)
1. «Смерть в Венеции» (1971) Лукино Висконти
Фильм-размышление об эфемерности всего прекрасного в жизни: красоты, любви, юности; о неизбежности смерти. Экранизация одноименной новеллы Томаса Манна. Фильм был отмечен наградами и номинациями крупнейших премий и призами на кинофестивалях. Главные роли исполнили Дерк Богард и Бьерн Андресен.
«Прежде всего: я не нахожу, что то, о чем говорит мне Манн в "Смерти в Венеции", так жестко датировано в том смысле, что сегодня уже превзойдено. Я бы сказал, тема этой новеллы — а ее можно переосмыслить как тему "смерти искусства" или как тему превосходства "политики" над "эстетикой" — все еще остается современной». Лукино Висконти
Переживающий духовный и творческий кризис композитор (в книге — писатель, профессия была заменена режиссером и сценаристом) Густав фон Ашенбах приезжает отдохнуть на курорт Лидо близ Венеции. Однако покоя здесь он не находит, привлеченный красотой юноши-поляка (в книге — польского мальчика) Тадзио, отдыхающего в Лидо с семьей. Тем временем под задувание сирокко в Венеции распространяется эпидемия холеры, скрываемая от гостей города. В эти дни композитор вспоминает важнейшие моменты своей жизни и переоценивает их заново. Тем временем болезнь добирается и до него.
Образ главного героя фильма на самом деле сложно-составной. С одной стороны, сюжетная канва событий, происходящих с писателем Густавом фон Ашенбахом из новеллы Манна, сохранена. С другой стороны, присутствуют детали биографии Густава Малера — композитора, чья музыка использована в фильме.
Как известно, образ Густава фон Аушенбаха в новелле и восходит к Густаву Малеру, поклонником творчества которого являлся Томас Манн. Диалоги же главного героя с его другом Альфредом о музыке и красоте отсылают к роману «Доктор Фаустус» того же Томаса Манна. Ашенбах, великолепно сыгранный у Висконти Дирком Богардом, лишён демонических черт манновского «Докторa Фаустуса». Ими наделен друг Ашенбаха, Альфред, прототипом которого является герой «Докторa Фаустуса» Адриан Леверкюн. Этот персонаж, отсутствующий в манновской новелле, как считали сценаристы, восходит к образу Арнольдa Шенберга, впервые встретившегося с Малером в 1903 году.
Ашенбах «слишком» человечен, и вместе с тем его восхождение к абсолютной красоте таково, что уже не важно, что его последняя любовь, Тадзио, именно мальчик, а не кто-то другой; и что принесение в жертву этой любви своей жизни выглядит на первый взгляд нелепым и бессмысленным. Красота побеждает все — нелепости, предрассудки, горе, жизнь, смерть. И фильм на тему «смерти искусства» в итоге доказывает противоположное.
2. «Доктор Фаустус» (1982) Франц Зайц
Фильм Франца Зайца является кинематографическим воплощением романа Томаса Манна. В центре повествования — история композитора Адриана Леверкюна, продавшего душу дьяволу в обмен на всемирную известность. Как и в романе-первоисточнике, повествование в фильме полно аллюзий и ссылок на тревожные события, происходившие в Германии в 30-е годы минувшего века. Моральное падение Леверкюна (как и многих других героев Манна) вынесено на первый план, чего, в принципе, и следовало ожидать от пусть и модернизированной, но все же такой знакомой истории о Фаусте.
Достойная экранизация романа Томаса Манна, сумевшая отразить главные идеи литературного произведения. Если учесть, что сама книга намного сложнее для восприятия, знакомство с данным фильмом помогает приобщиться к литературной классике с легкостью и за меньший срок. Несмотря на некоторые расхождения с первоисточником, кино дает правильное представление о ключевых персонажах, знакомит нас с их судьбами и позволяет учиться на чужих ошибках.
Непременно, такое кино стоит того чтобы его помнили, смотрели и пересматривали. Немного картин, имеющих схожую тематику и жанр можно назвать, и поставить на ровне с «Доктором Фаустусом». На ум приходить разве что «Эдвард Мунк» 1974 (биография великого художника, шедеврально поставленная Питером Уоткинсом), «Андрей Рублев» 1966 и может быть «Чонтвари» 1980.
3. «Волшебная гора» (1982) Ганс В. Гайссендёрфер
Ганс Касторп, только-только окончивший университет и лелеющий надежды стать гражданским инженером, приезжает в санаторий «Бергхоф», расположенный в Швейцарских Альпах, навестить своего двоюродного брата Иоахима, военного, лечащего там от туберкулеза. Ганс планирует провести в «Бергхофе» всего три недели, но очень быстро попадает под воздействие царящей там болезненной атмосферы. Постепенно в нем крепнет желание остаться в стенах санатория в качестве пациента. Диагноз «туберкулез» не заставляет себя ждать, и Ганс остается в «Бергхофе» на протяжении долгих семи лет. Это время он проводит за содержательными этическими, религиозными и философскими беседами, в которых ему составляют компанию масон-либерал Сеттембрини, коварный иезуит Нафта и другие обитатели «Бергхофа». Лишь внезапный удар грома напоминает о том, что над Европой (миниатюрным отражением которой служит санаторий) сгущаются тучи мировой войны. Несмотря на постоянную близость смерти, размеренная жизнь идет своим чередом в застывшей атмосфере «прекрасной эпохи»: пациенты до хрипоты спорят друг с другом об отвлечённых понятиях, женщины и мужчины находят время для флирта и даже спиритических сеансов. В 1914 году Ганса и других пациентов выписывают, и им предстоит окунуться в ужас Первой мировой войны.
***
Книги Томаса Манна
1. «Смерть в Венеции»
Смерть в Венеции — новелла Томаса Манна, впервые опубликованная в 1912. Сергей Кудрявцев назвал ее «психологически тонкой, деликатной по настроению и чувству, философской по мысли, с блеском отшлифованной по литературной форме… теоретически непереводимой на язык другого искусства».
Манн планировал написать историю о «страсти как помрачении рассудка и деградации», навеянную историей любви Гете к 18-летней Ульрике фон Леветцов. Также писатель находился под впечатлением кончины Густава Малера и посещения Венеции, где он общался с прототипом Тадзио — 11-летним Владзьо Моэсом. Он также намеревался показать отношения между разумом и чувством.
«На замысел моего рассказа немало повлияло пришедшее весной 1911 года известие о смерти Густава Малера, с которым мне довелось познакомиться раньше в Мюнхене; этот сжигаемый собственной энергией человек произвел на меня сильное впечатление. В момент его кончины я находился на острове Бриони и там следил за венскими газетами, в напыщенном тоне сообщавшими о его последних часах. Позже эти потрясения смешались с теми впечатлениями и идеями, из которых родилась новелла, и я не только дал моему погибшему оргиастической смертью герою имя великого музыканта, но и позаимствовал для описания его внешности маску Малера». Томас Манн
Читать: royallib.com/book/tomas_mann/smert_v_venetsii.html
2. «Доктор Фаустус»
Значительнейшее и масштабнейшее произведение Томаса Манна. Классическая история гения, продавшего душу дьяволу, вписанная в историю Германии переломной эпохи первой четверти минувшего века.
В романе описывается жизнь вымышленного персонажа, Адриана Леверкюна, с раннего детства до скоропостижной смерти. Леверкюн — музыкальное дарование, немец начала двадцатого столетия — преднамеренно строит свою жизнь в соответствии с мифическими мотивами, напоминающими немецкое средневековое моралите о Фаусте, продавшем себя Мефистофелю. В то время как Леверкюн, вдохновляемый демонами, приближается к своему судному дню, немецкое общество берет политический курс на нацизм.
Описанная в XXII разделе композиторская техника Адриана Леверкюна повторяет в редуцированном виде постулаты додекафонной техники австрийского композитора, главы нововенской школы Арнольда Шёнберга. Жизненный путь Леверкюна перекликается с биографиями многих других выдающихся личностей, а в идейном отношении соотносится с судьбой немецкой культуры в целом, как ее воспринимал Манн в годы Второй мировой войны.
Читать: e-reading.club/book.php?book=137921
3. «Волшебная гора»: vk.com/wall-52526415_15567
Томас Манн. «Собрание сочинений в 10 томах»: vk.com/wall-63899474_4371